«Проектная деятельность  – это множество возможностей, открытий и впечатлений» 10.06.2022

Ученица 10 класса Арина В. о роли наставника в проектной деятельности и правильной организации работы

Как ты выбирала тему, кто или что повлияло на твой выбор?

В начале учебного года, как и все десятиклассники, я задумалась о том, какую сферу хочу изучить и какую проблему попытаться решить. Я понимала, что к выбору темы необходимо подойти ответственно, поскольку этим мне придется заниматься целый год и посвятить многие часы, а значит тема должна, в первую очередь, меня увлекать, захватывать. Я посмотрела на мир вокруг именно в рамках интересующей меня сферы. Конечно, менделеевского озарения во сне у меня не было - я советовалась с родителями, с наставником. В итоге, темой моего проекта я выбрала следующее: регулирование внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере образования. Почему именно искусственный интеллект? Мне кажется, что сейчас, в эпоху всеобщей цифровизации, в эру технологий, которые внедряются повсеместно очень важно вовремя предпринять необходимые меры, чтобы технологии находились под контролем человека и только помогали ему развиваться и совершенствоваться.

Какая именно помощь нужна от наставника, на твой взгляд?

Наставник в проектной деятельности – опытный советник, человек, который поможет, направит. Моим наставником в проектной деятельности была Петрушихина Наталья Сергеевна. Советы по выбору темы и источников для написания теории, объяснения касательно требуемого формата, правил оформления, дополнения и замечания по написанному материалу и контроль за своевременным выполнением всех этапов – всё это является, на мой взгляд, наиболее необходимым для ученика со стороны учителя. Все это я получила и от своего наставника.

Как ты организовывала свою работу, часто ли работала над проектом, помогли ли тебе советы и задания наставника?

При организации своего проекта я опиралась на дедлайны, выставляемые моим наставником (они немного отличались от тех, которые были в СДО, поскольку я хотела участвовать в конференции, а значит мне нужно было закончить все пораньше). Я старалась выполнять все в срок, сдавала задания на проверку, а потом, получив замечания и дополнения, вносила корректировки. Занималась я проектом, когда была возможность (я имею в виду не только свободное время, но и силы, и желание этим заняться), но, если уж и садилась за проект, то погружалась по самые уши! Конечно, ближе к конференции, садилась и писала проект, уже не дожидаясь вдохновения, потому что, несмотря на достаточно эффективную организацию работы, времени всё равно не хватило. Но, как вы поняли, я все-таки успела и уложилась во все сроки, сдала проект и подала заявки на конференции.

Какие сложности были в работе с проектом?

Мне кажется, что, если тема проекта интересна, то сложностей должно быть минимум. Не буду скрывать, у меня они все-таки были. Сложнее всего мне, как и, думаю, всем, было начать: выбрать тему, набрать теорию и написать первую страницу. Сделав это, создав хорошую базу, всё пошло-поехало. Еще, в моем случае, было достаточно непросто создать продукт – написать прототип правового документа, но мы же легких путей не ищем. Во всем остальном, конечно, было не то, чтобы раз плюнуть, но не преодолеваемых сложностей не возникало.

Как было принято решение выступать на конференции?

Решение о том, что я буду участвовать в конференции со своим проектом было принято почти сразу после начала работы над ним. Зная, как я ответственно ко всему подхожу, я понимала, что всё сделаю и успею, поэтому, почему бы не попробовать свои силы на конференции. Что я зря буду стараться? Кроме того, участие и, тем более успешное, дает различные плюшки при поступлении в вуз. А это, при сегодняшней высокой конкуренции, очень хорошая привилегия. Ну, и конечно же, участие в конференции – это опыт публичных выступлений, развитие умения отстаивать свою точку зрения, что полезно любому. И еще, возможность завести новые знакомства. В общем, в участии в конференции одни плюсы.

Что именно нужно сделать специально для конференции?

Во-первых, необходимо закончить проект намного раньше, чем это требуется для защиты в лицее. Это, на мой взгляд, самое важное условие. Во-вторых, для некоторых конференций необходимо что-то поменять, приложить некоторые дополнительные материалы, прописать описание работы и так далее. На это стоит потратить время и сделать все, что от вас требуется. Я понимаю, что делать это – лень (мне самой это было не в удовольствие), но остановиться перед этой мелочью после огромной проделанной работы и не участвовать из-за этого в конференции – обидно. В-третьих, чтобы участвовать в конференции, как бы банально это не звучало, нужно отслеживать дедлайны и вовремя подать заявку на участие в интересующую вас конференцию.

Сколько это заняло дополнительного времени?

С одной стороны, участие в конференции забрало у меня практически все свободное время прямо перед выступлением, поскольку необходимо было готовиться, писать что-то дополнительное, требующееся в заявке, тренировать речь и т.д. Но, с другой стороны, я закончила свою проектную деятельность сразу после того, как успешно выступила на конференциях и получила результаты. Поэтому в конце апреля – в мае, когда почти все десятиклассники еще дописывали заключение и волновались перед сдачей проекта, я беззаботно гуляла, получив годовую оценку по ИП, и уже не заглядывала в файл «Ведяхина_Проект_2.0.».

Расскажи об особенностях организации той конференции, в которой участвовал? Расскажи твои впечатления, какой опыт и преференции ты получил?

Я участвовала в двух конференциях: в лицейской научно-практической конференции социально-гуманитарных исследований и проектов «Ретроспектива и перспектива: от прошлого к будущему» и открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни». Вначале расскажу о лицейской. Требуемые материалы и документы были ровно те, которые и требуются на уроках по индивидуальному проекту, поэтому мне не пришлось ничего в спешке нервно дописывать. Конференция проходила в дистанционном формате из-за ковидных ограничений (да-да, тогда ковид еще существовал и бушевал) Этот формат меня и обрадовал, и немного расстроил. С одной стороны, я могла не учить свой текст, а просто красиво с выражением и нужными паузами его прочитать, что при волнении очень выгодно. С другой стороны, сбой компьютера, отсутствие интернета и тому подобные сюрпризы никто не отменял. И, по иронии судьбы (напомню, что мой проект про регулирование искусственного интеллекта), мой компьютер не захотел показывать презентацию, поэтому первую часть я просто весело с трясущимися руками рассказывала, а потом перестраивалась на показ слайдов уже с компьютера организатора. Однако, все эти сложности не помешали мне, и я стала победителем в своей секции.

Что касается городской конференции, то она была совсем другой. Она потребовала больше усилий: пришлось подогнать файл с проектом в нужный формат, создать дополнительные файлы с описанием проекта, тезисами и т.д. Кроме того, эта конференция была в очном формате. Я потренировала свои навыки публичного очного выступления. В этой конференции я стала призером своей секции.

Участие в конференциях не только обогатило мой опыт, принесло массу эмоций, но и дало мне реальную выгоду: многие вузы дают мне за это баллы в индивидуальные достижения.

В завершение хочу сказать, что индивидуальный проект – это не просто урок, который нужно сдать лишь бы сдать. Проектная деятельность – это множество возможностей, открытий и впечатлений. Мечтайте, не бойтесь ставить грандиозные цели, усердно работайте и смело преодолевайте все трудности! УДАЧИ!